«Скрижалі» Олександр Животкова

 У «Білому просторі» відкривається новий проект Олександра Животкова «Скрижалі». Виставковий простір (Київ, вул. Богдана Хмельницького, 62-Б) працює за попереднім записом за тел: +38 063 376 53 43, +38 067 466 78 00

Константин Донин

 

2018 год стал для Александра Животкова «годом Грузии» - в феврале прошла его персональная выставка в Национальной галерее. Центр Тбилиси. Проспект Руставели. Сотни неслучайных людей на открытии. И среди них, возможно, самый неслучайный - Теймураз Мурванидзе. Живой классик, который перевел с грузинского тот шепот, который витал в трех огромных залах: «Более столетия существует модернизм. Казалось бы в нем невозможно открыть что-либо новое, не цитируя великих авангардистов. Однако, Александру Животкову удалось вписать самобытную страницу в эту систему искусства». С этим напутствием-шепотом-благословением Животков вернулся в свою киевскую мастерскую. Ответом теплому приему, своего рода алаверды, стала новая серия художника . Пластически, то есть на глаз и наощупь, работы, составившие “Скрижали”, органически продолжают “период дерева”, который начался для Животкова в 2013-м. Художник с болгаркой вместо кисти все так же балансирует на грани материи и света, живописи и скульптуры, рельефа и полутона. Удержать баланс в этой игре с ускользающим - непросто. Болят руки, болит спина. Нечем дышать от древесной пыли и обожженного лака. Каким должно быть содержание, избирающее для своего осуществления, такую мучительную, трудоемкую форму? Простым, надежным, проверенным, вечным. Таким оно и было у Животкова в предыдущие годы - если текст, то Экклезиаст, если богиня - то Иштар. Найти соразмерные духовные подтексты в грузинской культуре несложно. И они на “Скрижалях” Животкова присутствуют - текстом Руставели, архетипическим джигитом, Царицей-Матерью, вольным жеребцом. Но кроме них, точнее - буквально у них в ногах, располагаются два огромных панно, которые похожи на... оттиск земли. Как будто ко всей Грузии приложили какое-то фантастическое вещество, крепко прижали, дали отвердеть и перевернули к нам лицом. Получился оттиск. Доска. Плита. Скрижаль. Изрезанная, морщинистая, с трудно узнаваемыми контурами не то царицы Тамары, не то слияния Куры и Арагви, не то вязи Руставели. Зависит от высоты, с которой смотришь – человеческой, птичьей, Божеской…

Фото з відкриття

Загрузка...